Деструктивное поведение (синоним – девиантное)– с одной стороны, поступок, действия человека, несоответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. С другой, – социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, несоответствующих официально установленным или тактически сложившемся в данном обществе нормам или стандартам.
Девиантное поведение можно считать не только опасным для самой личности, но и для общества в целом.
В настоящее время девиантное поведение среди несовершеннолетних инициируется одним из таких направлений, как «скулшутинг» (нападение на обучающихся и преподавателей в учебных заведениях).
Основныепризнакисклонностиподростковк«скулшутингу»:
- интерес к группам, посвященным скулшутингу, скулшутерам, убийствам и убийцам;
- использование в качестве аватара изображения, связанного с темами скулшутинга, насилия и личности убийц;
- активное реагирование на группы и сообщества, посвящѐнные скулшутингу (лайки, репосты, комментарии);
- подражание скулшутерам во внешнем виде (одежда, прическа, аксессуары), в речи (ключевые фразы, лингвистические особенности), мимике, жестах;
- наличие признаков склонности к насилию, наркомании, суицидального поведения, экстремизма и терроризма;
- наличие признаков игромании;
- наличие признаков выраженной депрессии и суицидального поведения. Алгоритм работы по выявлению фактов распространенияскулшутинга в образовательных организациях
Алгоритм работы включает в себя:
1) предварительную оценку типа и степени риска угрозы;
2) оценку поведенческих и личностных особенностей;
3) оценку взаимоотношений всемье;
4) оценку взаимоотношений в ОО, статус подростка;
5) оценку социальной динамики;
6) принятие мер и реагирование.
Предварительная оценка типа и степени риска ,угрозы
Угроза - это выражение намерения нанести вред или проявить жестокость в отношении кого-либо/чего-либо. Угроза может быть произнесена, написана или изображена символически, например, показывая руками, как стреляют в другого человека.
Профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних

На что педагогу следует обратить внимание:
- на обучающихся с легковозбудимой психикой, быстро сменяемым настроением (если таковые смены настроения часты или постоянные);
- на внешний вид подростка(наличие соответствующей прически, цвет волос, предметы одежды - стиль«милитари», футболки с надписями
«Wrath», «Гнев, ненависть» и другие; символика националистических объединений, нашивки с надписями различных субкультур) ;
- на детей, воспитывающихся в семьях ,где царит насилие и жѐсткость, родители которых не интересуются жизнью ребенка;
- отсутствие у ребенка общения со сверстниками, либо сверстники обзывают, дразнят и бьют его, портят вещи, отбирают деньги, распространяют слухи и сплетни;
- администрирование, создание или участие подростка в неформальных группах социальных сетях Интернет–пространства. Активность в социальных сетях заключается в обсуждении и переписке со сверстниками, тематических сообществах (группах, событиях, беседах), размещения различных аудио-видеозаписей экстремистского характера.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
• формирование у обучающихся чувства неприятия насилия как такового в любом его проявлении;
• своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений в коллективе (группе);
• оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
• выявление несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также систематически (или злостно) пропускающих по неуважительным причинам занятия в ОО;
• выявление семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
• создание в школе условий для работы в творческих объединений по интересам для несовершеннолетних, в том числе обучающихся с трудностями социальной адаптации;
• активизация личностных ресурсов, развитие позитивного мышления, раскрытие позитивных жизненных смыслов, развитие способности к целеполаганию, умение противостоять манипуляциям и негативному влиянию;
• развитие навыков продуктивной саморегуляции;
• формирование у обучающихся здорового образа жизни;
• организация деятельности, альтернативной деструктивному поведению: познавательной (путешествия, туризм); альтруистической (общественно-полезная и благотворительная деятельность),а также «адриналиновым» социально приемлемым возможностям (спорт, квесты, походы).

